Миланский собор (ит. – Duomo di Milano) – безусловно, одно из величайших архитектурных сооружений мира и самое большое в мире сооружение из мрамора. Его размеры: длина – 158 м, ширина нефа – 92 м, вместимость – около 40 тысяч человек. Собор назван в честь Рождества Пресвятой Девы Марии, его полное название – Santa Maria Nascente.
Архитектурный стиль Миланского собора – пламенеющая готика, однако опытный взгляд отыщет в облике сооружения также элементы многих других стилей Северной Италии. Строительство собора длилось несколько веков: началось в 1386 году, а официально закончилось в 1813 году. Однако и после этого на протяжении XIX – XX веков убранство собора пополнялось новыми статуями и декоративными элементами.
Первоначально предполагалось, что собор будет выполнен в стиле Ломбардской готики с использованием традиционного строительного материала – обожженного кирпича. Однако в 1387 году строительством заинтересовался миланский герцог Джан Галеаццо Висконти. Стремясь укрепить престиж Миланского государства и свой личный международный авторитет, он решил возвести величественный храм, о котором бы заговорили во всей Европе.
Для воплощения этой идеи необходимо было использовать новый красивый, благородный и дорогой строительный материал. Так была решена судьба собора – ему предстояло стать мраморным. Добычу бело-розового мрамора для строительства собора производили в каменоломнях Кандольи в Пьемонте. Французский инженер Жан Миньо произвел расчеты и нашел техническое решение, позволяющее поднимать тяжелые мраморные глыбы на большую высоту.
За время возведения собора в его строительстве приняли участие более 180 лучших итальянских и иностранных архитекторов, строительных мастеров, скульпторов и художников. Каждый из них вносил в облик собора черты новых архитектурных стилей. В XV веке по совету Леонардо да Винчи в облик собора были добавлены элементы ренессанса.
Только к концу XVIII века Дуомо начал приобретать законченный вид.
Строительство велось от алтаря, последним строился фасад, выходящий на площадь. Проект фасада утвердил лично Наполеон в 1805 году, а трудились над завершением строительства знаменитые итальянские архитекторы Карло Амати и Джузеппе Цанойя.
«Столь великий, столь торжественный, столь обширный! И все же столь тонкий, столь воздушный, столь изящный!», – так писал о Миланском соборе Марк Твен. А испанский писатель Висенте Бласко Ибаньес сравнивал ослепительно белые мраморные шпили собора с «кусками льда, упавшими с Альп».
Дуомо действительно потрясает своей удивительной красотой, изяществом резьбы по мрамору, множеством колонн, башен, ажурных мраморных украшений.
Как и подразумевает готический стиль, Миланский собор имеет огромное количество скульптурных украшений: в небо возносятся 135 мраморных шпилей, каждый из которых увенчан статуей. Всего собор украшают 3400 мраморных статуй и более 700 горельефов. Они представляют собой изображения апостолов, святых, мучеников, библейских персонажей и исторических личностей.
Среди скульптур есть статуи великого киевского князя Владимира Мономаха, национальной героини Франции Жанны д’Арк, фашистского диктатора Муссолини.
В 1805 году под куполом собора состоялось историческое событие – коронация Наполеона Бонапарта как короля Италии. В честь торжества один из шпилей собора был увенчан его статуей.
Горельефы на стенах храма передают нам историю мира, изображают библейские сюжеты.
Центральный балкон фасада украшен скульптурным изображением двух женских фигур, которые считаются прообразом американской статуи Свободы.
Самая известная скульптура Миланского собора – La Madonnina – выполненная из позолоченной бронзы статуя Девы Марии, покровительницы Милана, венчающая шпиль над центральным порталом на высоте более ста метров.
Это самая высокая точка собора. Статуя изготовлена в 1769 году скульптором Ж. Перего.
Внутреннее убранство собора столь же великолепно, как и внешнее.
Здесь можно увидеть массивные двери с барельефами, высокие своды, грандиозные колонны, огромные разноцветные витражные панно, главный алтарь из мрамора и бронзы работы Пеллегрино Тибальди, мраморные скульптуры, самая впечатляющая из которых – статуя святого мученика Варфоломея с содранной кожей скульптора Марко д’Аграте.
Интересная особенность Миланского собора: его бело-розовый мрамор обладает свойством менять оттенок при различном освещении, благодаря чему он великолепен и на рассвете, и в лучах заходящего солнца, и при лунном свете, и при искусственном освещении.
Однако необходимо заметить, что поверхность наружных мраморных украшений собора подвержена повреждающему влиянию загрязненного городского воздуха, атмосферных осадков, перепадов температур, поэтому периодически проводятся работы по их очистке и реставрации.
С 2003 по 2009 год производилась реконструкция фасада собора. В 2009 году, когда были убраны леса, все присутствующие смогли увидеть знаменитый бело-розовый кандолийский мрамор в его первозданной красе.
В 2012 году были проведены реставрационные работы на главном шпиле.
Так многовековая история строительства великого Дуомо продолжается в ХХI веке.
Укажите Ваш номер телефона и мы Вам перезвоним
Наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время